Устройство и механизмы работы. движок. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.

Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Устройство и механизмы работы. двигатель.

<< Предшествующая :: Оглавление :: Последующая >>

Устройство и механизмы работы


Все разновидности скутеров можно разбить на два класса — с двухтактными и с четырехтактными моторами, Конструкция и особенности
работы всех систем также обоснованы типом мотора.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Поршневой бензиновый двигатель: 1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — шатун; 5 — коленчатый вал;
6 — картер; 7 — свеча зажигания. Объем камеры сгорания Полный объем Рабочий объем Ход поршня ВМТ НМТ.


Механизмы работы ДВС


Смесь горючего и воздуха, она же горючая либо рабочая смесь, приготовленная в карбюраторе, засасывается в цилиндры мотора,
потом сжимается поршнем и воспламеняется электронной искрой от свечки зажигания. При сгорании консистенции расширяющиеся газы
давят с большой силой на расположенный в цилиндре поршень. Возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во
вращение коленчатого вала средством кривошипно-шатунного механизма. Маховик, закрепленный на конце коленчатого вала,
сглаживает неравномерность его вращения и аккумулирует кинетическую энергию, нужную для движения поршня в цилиндре
во время нерабочих тактов. Последние положения перемещающегося в цилиндре поршня именуют мертвыми точками — верхней мертвой
точкой (ВМТ) и нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние от ВМТ до НМТ именуется ходом поршня, а образуемое место —
рабочим объемом цилиндра. Полный внутренний объем цилиндра складывается из рабочего объема и объема камеры сгорания над
поршнем. Отношение полного объема к объему камеры сгорания именуется степенью сжатия; чем она выше, тем паче отлично
происходит рабочий процесс мотора. Современные скутерные движки имеют степень сжатия 8,5-10 единиц. Движки скутеров
разделяются по методу работы на двух- и четырехтактные, при этом у обоих типов имеются как плюсы, так и недочеты.
Двухтактный двигатель конструктивно устроен проще, чем четырехтактный, так как у него нет механизма управления клапанами
и системы смазки под давлением.



На скутеры устанавливают движки внутреннего сгорания (ДВС), в цилиндрах которых термическая энергия сгорающей топливо-воздушной
консистенции преобразуется в механическую работу. Хотя многими фирмами проводятся опыты с другими источниками энергии — электронными
и топливными элементами, гласить об их массовом применении на скутерах пока рано.



На скутерах с огромным рабочим объемом мотора почаще используются четырехтактные движки, ввиду их преимуществ в протекании
вращающего момента, большей экономичности и, что самое главное, наименьшей токсичности.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Рабочий процесс четырехтактного мотора: а — впуск; б — сжатие; в — расширение (рабочий ход); г — выпуск; 1 — впускной
клапан; 2 — свеча зажигания; 3 — выпускной клапан.


Четырехтактные движки


В этих движках рабочий цикл происходит за четыре хода поршня (такта) и два оборота коленчатого вала: впуск — поршень
опускается от ВМТ и засасывает горючую смесь через открытый впускной клапан; сжатие — поднимающийся от НМТ поршень
сжимает горючую смесь при закрытых клапанах; рабочий ход — смесь сгорает, воспламенившись от электронной искры, и
образующиеся газы, расширяясь, перемещают поршень вниз (этот ход поршня именуется рабочим, так как в это время и
совершается нужная работа); выпуск — передвигающийся ввысь поршень выталкивает отработавшие газы через открытый выпускной клапан.


Двухтактные движки


У двухтактных движков, в отличие от четырехтактных моторов, рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала.
Другая особенность — отсутствие клапанов (впускных и выпускных) с механическим приводом. Их роль делает сам поршень,
открывая и закрывая особые окна на поверхности цилиндра. Объем картера под поршнем также употребляется для газообмена.
При движении поршня ввысь от НМТ объем под поршнем возрастает и в нем создается разрежение. Под его действием горючая
смесь поступает в подпоршневое место. В это время передвигающийся ввысь поршень теснит из цилиндра отработавшие
газы, оставшиеся от предшествующего цикла. Сразу с вытеснением этих газов в цилиндр поступает рабочая смесь, попавшая
сюда при продувке, о которой пойдет речь чуток позднее. По мере движения поршня ввысь он закрывает перепускные окна на
внутренней поверхности цилиндра, в итоге чего в объеме над поршнем начинается сжатие горючей консистенции. Около ВМТ смесь
в камере сгорания воспламеняется электронной искрой. Сгорающая топливовоздушная смесь расширяется и толкает поршень
вниз — совершается рабочий ход. Опустившись приблизительно на 2/3 собственного хода, верхняя кромка поршня открывает выпускное
окно на поверхности цилиндра. Отработавшие газы, находящиеся под лишним давлением, выходят через это окно в выпускную
трубу. Через другие окна в цилиндр поступает свежайший заряд горючей консистенции из полости картера, где опускающийся поршень
делает лишнее давление. Это перетекание консистенции именуется продувкой, а окна и каналы — продувочными. Современные
двухтактные движки имеют многоканальную (3-5 каналов) возвратнопетлевую продувку. Не считая того, на входе в цилиндр
ставят оборотный пластинчатый (лепестковый) клапан, которым управляет разрежение в картере. Во время впуска (поршень
движется от НМТ к ВМТ) под действием разрежения в подпоршневом пространстве пластинки клапана открывают проход горючей
консистенции от карбюратора. При оборотном движении поршня (во время продувки) лишнее давление в картере придавливает пластинки
клапана к его корпусу, препятствуя оборотному выбросу консистенции из картера в карбюратор.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Рабочий процесс двухтактного мотора: а — впуск в кривошипную камеру, сжатие в цилиндре; б — воспламенение (до ВМТ) и
следующее сгорание в цилиндре; в — выпуск отработавших газов из цилиндра и продувка горючей консистенцией из картера;
1 — продувочный канал; 2 — выпускной канал; 3 — свеча зажигания; 4 — лепестковый клапан во впускном канале; 5 — впускной
канал; 6 — кривошипная камера.


Цилиндр


Поршень перемещается по внутренней поверхности цилиндра, именуемой зеркалом цилиндра. На скутерах до ближайшего времени
применялись цельнолитые цилиндры из чугуна, хотя на байках от этого материала из-за большей массы и худшего, чем у
алюминия, теплоотвода отказались издавна. У скутеров принудительное воздушное остывание не позволяет чугунному цилиндру
перенагреваться, и решающим фактором в пользу внедрения последнего становится более низкая цена цельнолитого цилиндра
(для дюралевого цилиндра требуется вставная гильза). В современных движках на дюралевую базу цилиндра наносят
твердосплавные никелькремниевые композиции («никасил»), отказываясь от внедрения железных либо металлических гильз. В зависимости
от принятого типа системы остывания, рубаха (наружняя поверхность) цилиндра имеет ребра (при воздушном охлаждении) либо
внутренние полости для прохода охлаждающей воды.



Лепестковый клапан улучшает заполнение цилиндра, увеличивает мощность и экономичность мотора, в особенности на малых и средних
оборотах коленчатого вала.



Конструкция двухтактного мотора обеспечивает раздельное нахождение в цилиндре отработавших газов и горючей консистенции.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Внешний облик лепесткового клапана.


Поршень


Эта принципиальная деталь цилиндропоршневой группы принимает давление газов при сгорании рабочей консистенции. Поршень состоит из днища,
верхней и нижней частей (соответственно головки и юбки) и бобышек фиксации поршневого пальца. Форма днища бывает плоской либо
выпуклой, у четырехтактных движков в днище нередко предугадывают выемки под клапаны. В юбке поршня у двухтактных
движков выполнены вырезы, через которые проходит горючая смесь, так как у этих движков поршень управляет
газораспределением (впуском, продувкой и выпуском). Головка поршня имеет утолщенные стены, где в особых канавках
располагаются два (пореже — одно) компрессионных кольца, сделанных из специального чугуна либо стали. Эти кольца уплотняют
зазор меж поршнем и зеркалом цилиндра, также отводят теплоту от поршня в цилиндр. Бобышки служат опорой для поршневого
пальца, в их имеются проточки для стопорных колец и отверстия для смазки пальца масляным туманом. Юбка направляет движение поршня.


Поршневой палец


Он шарнирно соединяет поршень с шатуном. Обычно используют плавающую посадку пальца в бобышках поршня и верхней головке шатуна;
его фиксация от осевых перемещений осуществляется пружинными стопорными кольцами, установленными в бобышках поршня.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Схема лепесткового клапана: 1 — корпус лепесткового клапана; 2 — ограничитель; 3 — упругая пластинка.


Шатун


Эта деталь передает усилие от поршня к коленчатому валу и состоит из стержня (двутаврового либо эллиптического сечения) и
головок: верхней и нижней. Зависимо от типа мотора и используемой системы смазки головки шатуна делают с подшипниками
скольжения (с бронзовыми втулками либо вкладышами) либо качения (роликовые, игловатые). Когда в нижней головке используют
подшипник скольжения, саму головку делают разъемной.



Коленчатый вал


Принимает усилие от поршня (через шатун), конвертирует его во вращательное движение и потом передает вращающий момент к
коробки. Не считая того, от коленчатого вала приводятся в действие другие системы и механизмы: газораспределительный механизм
(ГРМ), масляный насос, генератор, насос системы остывания, уравновешивающие валы (если это предвидено конструкцией).
Коленчатый вал одноцилиндрового мотора (а таких движков на скутерах подавляющее большая часть) имеет одно колено,
образованное 2-мя щеками и шатунной шеей. Концы вала, либо коренные шеи (их еще именуют цапфами), опираются на подшипники.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Поршень (1), игловатый подшипник (2) и поршневой палец (3) двухтактного мотора.



У четырехтактных движков, кроме компрессионных колец, на поршне имеется маслосъем-ное кольцо, удаляющее избытки масла
с зеркала цилиндра.



Из-за неодинакового термического расширения разных частей поршня его внешней поверхности на заводе присваивают сложную форму:
бочкообразную (конусную) по высоте и округлую — по окружности. Изготавливают поршни из качественных дюралевых сплавов
с огромным содержанием кремния, выдерживающих высочайшие термические и механические нагрузки, и в то же время владеющих малым
коэффициентом расширения.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Поршень и криво-шипно-шатунный механизм
двухтактного мотора: 1 — коленчатый вал; 2 — поршень; 3 — компрессионные кольца; 4 — кольцо-расширитель верхнего
поршневого кольца; 5 — стопорные кольца поршневого пальца; 6 — поршневой палец; 7 — шатун.


Уравновешивание


Хоть какой поршневой ДВС, а в особенности четырехтактный одноцилиндровый, имеет высшую неравномерность работы. Это связано с тем,
что только один ход поршня является рабочим, а другие — один у двухтактного мотора, и три у четырехтактного — требуют
энергозатраты. Для увеличения плавности работы мотора коленчатые валы имеют выносной маховик, мощные щеки и противовесы.


Картер


Чаше всего он образован 2-мя частями, с продольной плоскостью разъема. В четырехтактных движках картер (либо его поддон)
обычно является резервуаром для масла, стекающего со смазываемых деталей.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Схемы устройств газораспределения: а — ОНС, б — DOHC: 1 — кулачок; 2 — толкатель; 3 — коромысло (рокер).


Газораспределительный механизм (ГРМ)


Периоды времени, когда открыты впускные и выпускные клапаны, именуются фазами газораспределения; они согласованы с ходами
поршня. Газораспределением в четырехтактных ДВС управляет распределительный (либо кулачковый) вал, который крутится в два
раза медлительнее коленчатого. При вращении распределительный вал своими кулачками ведет взаимодействие с толкателями, которые
конкретно либо через передаточное звено (коромысло, рокер) открывают клапаны (впускной и выпускной); их закрытие происходит
под действием клапанных пружин. Для наилучшего заполнения цилиндра горючей консистенцией впуск начинается, когда поршень еще не дошел
до ВМТ. При предстоящем ходе поршня от ВМТ к НМТ он засасывает через открытый впускной клапан горючую смесь; кончают
впуск после прохождения НМТ, когда часть консистенции поступает в цилиндр по инерции.



На современных четырехтактных скутерных моторах применяется, обычно, два типа ГРМ: ОНС и DOHC. Движки с ГРМ типа
ОНС имеют «верхний» распределительный вал, воздействующий на толкатели клапанов средством рычагов (рокеров). В современных
многоклапанных головках с 4-мя клапанами на цилиндр нередко употребляют два распределительных вала, любой из которых своими
кулачками конкретно повлияет на толкатели клапанов (схема DOHC). Такая конструкция имеет минимум возвратно-поступательно
передвигающихся деталей. Из-за этого снижена инерционность привода клапанов, что позволяет повысить частоту вращения коленчатого
вала мотора, а означает, и его мощность. Для обычной работы клапанного механизма меж стержнем клапана и его приводом
должен всегда быть термический зазор (0,05-0,15 мм). Когда зазора нет, клапаны запираются неплотно, вследствие чего обгорают и
выходят из строя. При увеличенном зазоре они открываются не вполне, из-за чего стучат и, не считая того, пропадает мощность.
Многие движки современных скутеров имеют ГРМ с гидрокомпенсаторами, автоматом поддерживающими нужные клапанные
зазоры. Их приводит в действие масло из системы смазки. В движках без таковой системы зазор в ГРМ регулируется при
техническом обслуживании (ТО).


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Конструкция привода клапана в схеме DOHC: 1 -регулировочная шайба; 2 — толкатель; 3 — сухари; 4 — внешняя пружина; 5 — клапан.



У современных движков для понижения вибраций время от времени устанавливают особые уравновешивающие валы, которые приводятся
зубчатой передачей от коленчатого вала.


Особенности конструкций современных движков


Последние пару лет четырехтактные моторы имеют преимущественное распространение и на 50-кубовых скутерах. В истинное
время в продвинутых странах скутеры с двухтактными движками имеют ограниченное применение, в главном это старенькые модели.
В обозримом будущем ожидается полное воспрещение производства этих движков из-за высочайшей токсичности отработавших газов.
Исключение составляют моторы, которыми оснащаются скутеры компании «Априлия». Движки этих скутеров оснащаются системой
питания и газораспределения Ditech-Direct (конкретное впрыскивание топливновоздушной консистенции в камеру сгорания и продувка
цилиндра консистенцией воздуха с маслом).


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Схема привода распределительного вала цепью: 1 — цепь; 2 — успокоитель цепи; 3 — звездочка распределительного вала;
4 — ботинок натяжителя цепи; 5 — натяжитель; 6 — звездочка коленчатого вала.



Сборки движков скутеров не отличаются многообразием. Движки абсолютного большинства скутеров имеют один цилиндр,
не считая моторов с рабочим объемом выше 500 см3 — тут используются двухцилиндровые рядные и V-образные конструкции. Из
малокубатурных машин исключение составляет скутер «Италджет» Formula Twin 125, у которого 114,5-кубовый двухтактный двигатель
имеет два цилиндра. Беря во внимание, что в большинстве государств существует законодательное ограничение наибольшей скорости «малых»
скутеров до 50 км/ч, многие конторы устанавливают различного рода ограничители (по другому говоря, «душат» моторы). Удаление промышленных
ограничителей является одним из направлений тюнинга скутеров, который подробнее рассмотрен в конце издания. У скутеров с
рабочим объемом мотора более 50 см3 схожих ограничений нет. Так, «Сузуки» Burgman AN650, с рабочим объемом мотора
638 см3, обладает мощностью 55 л. с. при 7000 об/мин. Движки скутеров, в особенности огромного объема, имеют жидкостное
остывание, четырехклапанные головки цилиндров с 2-мя верхними распределительными валами, систему впрыска горючего. Моторы
с двухклапанными головками и карбюраторами числятся устаревшими. Для понижения токсичности отработавших газов в систему
выпуска все почаще устанавливают каталитические нейтрализаторы и систему подачи незапятнанного воздуха для дожигания ядовитых соединений.



В экспериментальном порядке модели «Хонда» Julio и Crea Scoopy обустроены системой Idle-Stop для автоматического выключения
мотора, если он работает на холостом ходу более 3 с. Запуск мотора осуществляется в данном случае поворотом ручки «газа».


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Многообещающий двухцилиндровый четырехтактный двигатель «Пьяджо».



Чистка цилиндра от отработавших газов начинается, когда поршень еще не дошел до НМТ, а в цилиндре имеется лишнее давление.
При ходе поршня от НМТ к ВМТ поршень выталкивает из цилиндра отработавшие газы через выпускной клапан. Запирается выпускной
клапан после прохождения поршнем ВМТ, чтоб дать части отработавших газов покинуть цилиндр по инерции. Таким макаром,
существует период времени, когда оба клапана открыты — его именуют «перекрытием клапанов». Любая модель четырехтактного
мотора имеет свои рациональные фазы газораспределения, которые задаются профилем кулачков распределительного вала. Самые
совершенные движки имеют особые устройства, дозволяющие изменять фазы газораспределения зависимо от частоты
вращения коленчатого вала.


Устройство и механизмы работы. двигатель. мир скутеров. модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. компания мото-вело, г. коломна, столичная область, куплю, мотовелозапчасти, мото, вело, запчасти, мотовело, мотозапчасти, велозапчасти, спорт, бензопилы, мотоблоки, снегоходы. мотоклуб нортон.


Диаграмма фаз газораспреления четырехтактного мотора: 1 — открытие впускного клапана; 2 — закрытие впускного клапана;
3 — закрытие выпускного клапана; 4 — открытие выпускного клапана; угол а — перекрытие клапанов. Искровой разряд вмт нмт.


<< Предшествующая :: Оглавление :: Последующая >>

Мир скутеров. Модели, выбор, тюнинг, ремонт и вождение. >> Устройство и механизмы работы. двигатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *