Подготовка общественного мнения к внедрению двигателей Стирлинга

5. Подготовка общественного мнения к внедрению двигателей Стирлинга

В настоящее время машины Стирлинга не превоходят ДВС по экономическим и массогабаритным показателям. Их принципиальные многотопливность и возможность использовать напрямую природные ресурсы оборачиваются значительной стоимостью и сложностью их эксплуатации. На что же рассчитывают фирмы, осуществляющие исследовательские и производственные работы, и правительства США, Японии, ФРГ и других стран, обеспечивающие уже в течение многих лет финансирование значительного числа разработок? Ответ на поставленный вопрос надо искать в совокупности хороших экологических показателей по вибрации, шуму, вредным выбросам, в адаптируемости к различным природным условиям, в совместимости с местными природными ресурсами (солнечное излучение, геотермальные воды, отходы промышленного и сельскохозяйственного производства). Последнее качество, в частности, дает возможность использовать в качестве топлива воспроизводимые продукты и, как следствие, способствует соблюдению баланса по кислороду и двуокиси углерода на региональном уровне. Для широкого применения в малой энергетике двигатели Стирлинга оказываются конкурентоспособными только в условиях самых жестких экологических требований. Поскольку эти требования в значительной степени являются социальными, подготовка общественного мнения к применению двигателей Стирлинга оказывается актуальной проблемой. На сегодняшний день в ее решении наметилось несколько направлений. Наиболее действенное — рекламные и одновременно экспериментальные объекты с опытными двигателями, выпускаемые малыми партиями по всей видимости без какой-либо коммерческой выгоды: катера, яхты, автомобили, автобусы, Стирлинг-генераторы, Стирлинг-насосы. Эта работа проводится непрерывно и последовательно разными фирмами в различных направлениях. Второе, — популяризация двигателей Стирлинга. В последние десятилетия материалы о двигателях включаются во многие популярные издания и учебники по экологии, термодинамике, теплотехнике, истории. К этому следует также добавить и упомянутые выше специализированные научно-технические конференции, а также длительное время издающуюся газету Stirling Engine Newsletter. Третье, — изучение двигателей Стирлинга в учебном процессе, прежде всего в рамках теплотехнических специальностей. При изучении трудов специальных конференций обращает на себя внимание то, что более 50 % докладов сделаны преподавателями ВУЗ’ов, в значительной части японских. Активная деятельность Японии иллюстрируется также тем, что здесь создан комитет для распространения знаний о двигателях, причем на 1997 год уже было подготовлено по этому направлению более 120 преподавателей [4, с.41].

В Японии в 1997 году организованы также соревнования миниатюрных автомобилей с оригинальными двигателями Стирлинга, причем число участников составило около 100. Для энтузиастов будут интересны требования к модели и условия соревнования [5, с.85].

Размеры модели не более 600х280 мм. При движении нельзя терять детали и использовать какой-либо вид энергии кроме тепловой. Двигатель должен использовать в качестве рабочего тела воздух, его среднее давление не должно превосходить 150 кПа. Топливо — либо газовое, либо хорошо закрепленное твердое. При опрокидывании машина не должна воспламеняться. В системе охлаждения можно использовать воздух или воду. Соревнования проводятся на виниловой трассе шириной 300 мм и длиной 15 м с алюминиевыми поребриками. Старт моделей производится с горки длиной 1 м и высотой 100 мм. Предел по времени для прохождения трассы 3 мин.

Литература

1. Low-Temperature Diffrence Solar Stirling Engines. Delta T Photon Energietechnik F&E (Проспект).

2. Moch U. Stirling-Motorenbau (Проспект).

3. Proceedings of 21st Intersoc. Energy Conver. Eng. Conf., San Diego, 1986.

4. Proceedings of 7th International Conf. on Stirling Cycle Machines, Waseda University, Tokyo, 1995.

5. Proceedings of 8th International Stirling Engine Conference and Exhibition. — University of Ancona, Italy, 1997.

6. Stine W. B., Diver R. B. A Compendium of Solar Dish/Stirling Technology /SAND93-7026 UC-236 Unlimited Release, Sandia National Laboratories, USA, Alburquerque, 1994.

7. Stirling Engines — Progress Towards reality/ University of Reading, london, 1982.

8. Stirling Engines. A clean source of power. Stirling Thermal Motors Inc., GSC B. V. 1991.(Проспект).

9. Tagungsband des Europaischen Stirling Forums 1996, Osnabruck 26-28 Februar 1996.

10. Tagungsband des Europaischen Stirling Forums 1998, Osnabruck 24-26 Februar 1998.

11. Viebach D.. Stirlingmotor ST 05 G. Gammatyp 0,3 — 0,5 kW. (Проспект).

Статья опубликована в журнале «Двигателестроение», 2002, № 1, с. 9-12.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *