Российский архипелаг — социосистема как термическая машина

Социальные «машины» имеют ту же схему, что и обыденные термические движки, другими словами, они состоят из рабочего тела, нагревателя и холодильника. В качестве рабочего тела употребляется социосистема. Нагреватель докладывает социосистеме некое количество теплоты, зачем могут употребляться механизмы «разогрева под давлением», «конфликта идентичностей» и «плавления идентичностей». Холодильник содержит в себе канал когерентной актуализации социальной активности и «свалку» лишнего «тепла»

Данная работа развивает концепции, предложенные в статье «Социальная термодинамика и неувязка идентичностей» [7]. Повышенное внимание уделяется специально сконструированным социосистемам, способным совершать полезную (исходя из убеждений проектировщика и юзера) работу.


1. Введение в термодинамику социосистем[1]

Объектами социальной термодинамики являются социосистемы, которые рассматриваются как специфичная форма организации разумных созданий. Социосистемы отвечают обыденным системным требованиям [1], [3], [4], [11], [12]: положительности энергии связи и наличию корреляций в динамике частей, — и владеют всеми атрибутивными признаками людского общества, другими словами предполагают существование одного хозяйственного механизма, развитое разделения труда, функционирование устройств зания, обучения и управления [5]. Для социосистем типично также расслоение психологических процессов на сознательные и безотчетные, при этом как на уровне частей, так и на уровне системы в целом и всех ее подсистем. Это приводит к обязательности некоторых форм непознаваемой деятельности.


Социосистемы могут быть открытыми и закрытыми (важные для данной задачки трансграничные потоки пренебрежимо малы по сопоставлению с внутренними транзакциями), сбалансированными и диссипативными.


Состояние социосистемы можно представить в виде точки в неком формальном пространстве характеристик {Pi }. Соц процессом именуется изменение с течением времени хотя бы 1-го из характеристик. Если параметрическая кривая замкнута, процесс является соц циклом.


Неважно какая социосистема характеризуется числом носителей разума N, площадью локализации в физическом пространстве V, соц давлением P, которое определяется через отношение обобщенной силы[2], действующей на границу самой социосистемы, ее областей либо подсистем к длине этой границы. Интеграл обобщенной силы повдоль параметрической кривой именуется обобщенной работой A. Для возможных взаимодействий работа за соц цикл равна нулю, но большая часть соц взаимодействий носят диссипативный (вихревой) нрав, и для их типично перевоплощение упорядоченного движения социосистемы, как целого, в хаотичное «тепловое» движение отдельных ее частей. Будем именовать социальной температурой Т меру беспорядочности общественного движения.


Формально изменение социальной температуры рассчитывается по отклонению возрастно-половой пирамиды данной социосистемы от «правильного» псевдогауссового рассредотачивания. На практике соц нагрев измеряется по росту проявлений неспровоцированного насилия в социосистеме.


Разглядим два состояния социосистемы — переохлажденное, характеризующееся наибольшей степенью когерентности поведения частей, и перегретое, в каком когерентность вполне отсутствует. Большая часть современных социосистем находятся в «нормальных условиях», что предполагает упорядоченную деятельность в масштабах соц доменов, но не общества в целом.


Для анализа социосистем, дальних от равновесия [9], [10], комфортно воспользоваться таким параметром, как соц энтропия S, как меры социальной энергии, связанной диссипативными процессами. Социальную энтропию наращивает всякая затраченная, но не реализованная на достижение какой-нибудь конечной цели соц работа. Механизмами увеличения социальной энтропии являются заранее недосягаемые групповые либо публичные цели, «конфликты интересов», «трансляционные ошибки», плохо окрашенные эмоции.


В замкнутых социосистемах энтропия не убывает. В открытых системах можно регулировать социальную энтропию за счет отвода общественного тепла «наружу» (обычно, передавая его наружному либо внутреннему противнику).


2. Социоглюонное взаимодействие и фазовые переходы в простых социосистемах

Когерентность ряда соц процессов показывает на существование особенного информационного поля, присущего социосистемам. Назовем взаимодействие, связывающее эволюционно эгоистичных больших приматов в единую общественную структуру, социоглюонным. Физическая база социоглюонного поля остается неясной; может быть оно имеет феромонную природу. Социоглюонные эффекты, такие как «атмосфера осажденной крепости», могут существенно усиливать способность социосистемы создавать полезную работу. Уместно связать вспышки пассионарности (переход соц движений в когерентное состояние) с резким конфигурацией социоглюонного поля.


Есть основания считать, что социоглюонное взаимодействие в социосистеме можно поменять через преобразование базовых Идентичностей этой системы. Соц термодинамика рассматривает Идентичности, как типичное горючее, источник общественного движения.


Сначало социологическая идентичность была определена как метка, позволяющая личности отождествлять себя с группой и агрессивно структурирующая систему убеждений. Попыткой решить делему границы места идентичностей (ответить на вопрос, какие убеждения образуют идентичности, а какие остаются «просто убеждениями») привела к «релятивистской» модели, связывающей проявленную идентичность (дальше, просто Идентичность) с процессом взаимодействия.


Различные убеждения проявляют различные Идентичности. Вопрос, какие из убеждений могут, а какие не могут сформировывать Идентичность, лишается смысла: могут те, которые конфликты в данном содействии.


Релятивистская модель включает понятие начальной «идентичности в себе» и связывает ее с первичной аксиологией, приобретенной ребенком от общества через фигуры родителей и воспитателей. Идентичность есть «идентичность в себе», проявленная через взаимодействие с «инаковостью».


Идентичность проявляется тем посильнее, чем меньше аксиологических различий меж взаимодействующими личностями, и чем эти различия существеннее онтологически.


Проявление идентичности есть процесс спонтанного нарушения симметрии. Если в 2-ух— либо многостороннем содействии один из участников проявит свою идентичность (переведет свои ценности в инициативную форму), то с неизбежностью Идентичность — не непременно та же самая — будет проявлена и у других участников.


В процессе социальной деятельности, вызванной некой проявленной Идентичностью, эта Идентичность затрачивается и, в конечном счете, исчерпывается, другими словами — перестает проявляться. Одной из гипотез, объясняющих процесс истончения Идентичности при расходовании, является утрата неким аксиологическим принципом «стержневого характера»: дрейф аксиологии.


Существует два главных механизма утилизации социоглюонного взаимодействия, порождаемого проявленными Идентичностями.


Простой из их эксплуатирует «конфликт Идентичностей» и неминуемый при конфликтном содействии «социальный разогрев». Работа делается при резвом следующем адиабатическом «охлаждении» социосистемы. При всем этом начальная Идентичность на сто процентов исчерпывается и повторно применена быть не может.


Более перспективна схема «плавления Идентичностей», в какой соц движение, порожденное некой Идентичностью, приводит к полному изменению аксиологии, другими словами, к уничтожению начальной и появлению новейшей «идентичности в себе».


3. Простые социальные «тепловые машины»

Социальные «машины» имеют ту же принципную схему, что и обыденные термические движки, другими словами, они состоят из рабочего тела, нагревателя и холодильника. В качестве рабочего тела употребляется социосистема (обычно, специально сконструированная). Нагреватель докладывает социосистеме некое количество теплоты, зачем могут употребляться механизмы «разогрева под давлением», «конфликта идентичностей» и «плавления идентичностей». Холодильник содержит в себе канал когерентной актуализации социальной активности и «свалку» лишнего «тепла», в качестве которой может употребляться окружающая среда либо же — переохлажденная социосистема.


Разглядим некие примеры соц термических машин.


а) Турбодетандер

В этом простом движке разогрев рабочей среды происходит под наружным давлением, источником которого может выступать прямое насилие, ужас, корысть, честолюбие, зависть.


Рабочим телом турбодетандера является замкнутая искусственная социосистема, при этом к ее элементам — людям — непременно предъявляется требование наличия проф подготовки в запланированной области актуализации (вояки, ученые, инженеры и т.п.).       


Эта социосистема помещается в обедненную информационную среду и доводится до перегретого состояния, не поддерживающего никаких форм публичной организации. Уровень людского мучения задается так высочайшим, чтоб сама жизнь растеряла для «элементов рабочей среды» свою ценность. Потом в системе инсталлируется возможность целенаправленной общей деятельности, направленной вовне и имеющей целью некоторый весомый конечный итог.


«Турбодетандерный эффект» приводит к резвому остыванию социосистемы — прямо до ее перехода в когерентное состояние.


Турбодетандер является всераспространенным соц движком. В собственных простых формах он употреблялся уже в Старом Китае:


У-цзы произнес: «Предположите, что Вы упрятали на широкой равнине всего 1-го разбойника, но готового умереть. Тыща человек станут ловить его, и все будут озираться во все стороны, как совы, оглядываться по сторонам, как волки. Ибо любой из их будет страшиться, что тот в один момент выскочит и уничтожит его. Потому довольно 1-го человека, решившего расстаться с жизнью, чтоб нагнать ужас на тыщу человек. А я на данный момент таким решившимся на погибель разбойником сделаю всю массу в 50 тыщ человек. Если я поведу их и ударю с ними на противника, ему будет воистину тяжело устоять».


Турбодетандерный эффект был реализован в сталинских лагерях (сначала, в «шарашках»). Сначала эры Хрущева этот эффект удалось — вероятнее всего, ненамеренно — вызвать в масштабах всего страны. Заметим, что «турбодетандерный эффект» обширно употребляется для «промывки мозгов» в тоталитарных сектах.


Основными недочетами общественного турбодетандера являются:




  • принципная незамкнутость цикла (повторное внедрение «рабочего тела» в схожих схемах исключено, ввиду психологической и физической деградации людского материала[3]);


  • критичность к проф подготовке частей социосистемы;


  • сравнимо низкая удельная мощность.

Последнее обосновано огромным временем «нагрева», в течение которого никакой полезной деятельности не совершается.


Рабочий цикл турбодетандера может быть изображен последующим образом:


Российский архипелаг - социосистема как термическая машина


В точке (1) создается социосистема, зачем в замкнутый объем помещается свежайший «человеческий материал». На участке (1) — (2) система подвергается сильному наружному давлению. На этой стадии над ней совершается работа и ей передается тепло (говоря термодинамическим языком, система находится в контакте с нагревателем).


В точке (2) в системе проявляется «Стэнфордский эффект»[4] и начинаются процессы саморазогрева (участок (2) — (3)), за счет которых социосистема переводится в перегретое состояние. Рост давления на этом шаге носит вспомогательный нрав и связан, обычно, с мерами безопасности.


В точке (3) социосистема деградирует, ее элементы находятся в состоянии фрустрации и «готовы на все».


На участке (3) — (4) система, находясь в контакте с холодильником, передает ему тепло и совершает полезную работу. В точке (4) происходит самоорганизация когерентных соц процессов, и система перебегает в переохлажденное состояние, также совершая при всем этом полезную работу. В точке (5) социосистема разрушается, использованный «человеческий материал» выбрасывается из нее. Цикл искусственно замыкается за счет объемлющей системы, поставляющей новые «кадры».


Турбодетандер совершает полезную работу сильными, но маленькими и редчайшими импульсами.


б) «Закрытые города» как «пароатмосферная машина»[5]

Увлекательным примером общественного турбодетандера являются так именуемые «закрытые города», интенсивно создаваемые в СССР в период «второй индустриализации». За счет высококачественного подбора кадров в таких городках создавалась искусственно обогащенная информационная среда. Замкнутость социосистемы достигалась административными способами (но не прямым принуждением): «подписка о неразглашении» ограничивала все вероятные проф контакты спеца вне искусственной среды городка. Другими словами, раз попав в «закрытый город», спец был обречен оставаться там — или же поменять профессию.


В «закрытых городах» роль «нагревателя» играет наружняя среда, по отношению к городку перегретая. В качестве холодильника употребляется, как и в турбодетандере, нескончаемая когнитивная вселенная. Когерентные коммуникативные эффекты появляются в процессе совместного зания.


Так как в «закрытых городах» не создается лишнего «стэнфордского» разогрева, «рабочим давлением» социосистемы является давление объемлющего социума. Такая соц термическая машина может быть названа пароатмосферной — по аналогии с первыми движками Ползунова и Папена[6]. Понятно, что ее коэффициент полезного деяния мал, равно как и развиваемая удельная мощность. С другой стороны «закрытый город» представляет собой макроскопическое соц образование, превосходящее «шарашку» по размерам на два-три порядка. За счет настолько значимого объема «рабочего тела» город способен создавать огромную полезную работу.


К недочетам подобного общественного мотора следует отнести потребность в развитой инфраструктуре и склонность системы к самопроизвольному «разогреву». Создавая зоны концентрации ума, правительство берет на себя обязанность утилизировать в реальном времени создаваемые учеными смыслы. Если этого не происходит, город перестает создавать полезную работу и преобразуется в очаг массового недовольства. Этот эффект аккумулируется по мере существования городка, достигая максимума во втором-третьем поколениях.


в) Организационно-деятельностная игра

Развитием идеи турбодетандера может служить схема организационно-деятельностных игр, предложенная Г.Щедровицким [13] и работающая по замкнутому трехдневному циклу.


«Рабочим телом» ОДИ также является искусственно сделанная замкнутая социосистема. Эта система погружается в обогащенную информационную среду с переменным коэффициентом обогащения. Такая среда создается экспертным обществом, деяния которого агрессивно модерируются Игромастерами.


В ОДИ не употребляются наружные источники давления. Разогрев «рабочего тела» происходит за счет эффекта «плавления» господствующей Идентичности.


Дрейф аксиологии вызывается сочетанием модифицированного состояния сознания, вызванного нехваткой времени на сон и отдых, также прогрессирующим недопониманием людьми происходящего с ними, с контролируемостью всех транзакций и неизменным «перемешиванием» социосистемы с разрушением спонтанно устанавливающихся связей.


На 2-ые день Игры начинается «разогрев», при этом, в отличие от схемы турбодетандера, стимулируется не столько аутоагрессия снутри социосистемы, сколько злость, направленная на профессионалов и модеров. Все же, процессы снутри «рабочего тела» носят ясно «Стэнфордский» нрав (пусть схема ОДИ и не предугадывает ясного перегрева системы с следующей ее деградацией).


Плавление Идентичностей в искусственно обогащенной среде приводит к спонтанной генерации новых смыслов, повдоль которых модеры делают канал актуализации. На третьи день игры «Стэнфордский» разогрев сменяется когерентным остыванием, температура резко падает, вследствие чего Идентичности игроков кристаллизуются вновь (обычно, с маленькими отклонениями).


На закрытии Игры модеры предъявляют играющим свою Идентичность в очевидной форме, что приводит к локальному конфликту, маленькому нагреву и замыканию цикла.


«Цикл Щедровицкого» смотрится приблизительно так же, как «турбодетандерный цикл», но, рабочие значения температуры и давления в ОДИ много меньше.


Российский архипелаг - социосистема как термическая машина


Точка (1) соответствует началу ОДИ. На участке (1) — (2) происходит разрушение убеждений (1-ые день игры). Точка (2) отвечает моменту «личного кризиса» играющих. Участок (2) — (3) представляет собой «Стэнфордский разогрев» (2-ые день игры), точка (3) является рабочей точкой игры. Участок (3) — (4) отражает совершение социосистемой полезной работы с передачей скопленного тепла холодильнику (утро третьих суток игры). Точка (4) индицирует момент «сшивки» — перехода Игры в когерентное состояние с совершением основного объема полезной работы.


На участке (4) — (5) совершается обыденное турбодетандерное остывание (денек и вечер третьих суток игры).


Точка (5) соответствует энергетическому минимуму социосистемы. Участок (5) — (1) показывает возврат социосистемы к начальному состоянию.


ОДИ критичны к рабочему материалу, хотя и в существенно наименьшей степени, ежели турбодетандер. Одна и та же социосистема (при тех же модерах и аналогичном экспертном обществе) может употребляться неоднократно; не считая того, в промежутках меж играми креативность игроков остается достаточно высочайшей, что может быть утилизировано юзером[7].


Следует, но, подразумевать, что структурообразующей Идентичностью ОДИ и эквивалентных ей схем является Идентичность модеров, которая с течением времени истончается. Может быть также исчерпан информационный потенциал профессионалов, что приведет к уменьшению коэффициента обогащения рабочей среды ОДИ и падению КПД «двигателя». Не считая того, к недочетам ОДИ следует отнести высшую ресурсоемкость, значимый психологический, а время от времени и физический риск для участников всех категорий, продолжительность и дороговизну подготовки профессионалов и Игромастеров.


Финансовая эффективность организационно-деятельностной игры, как «креативного генератора» и «обучающей системы», возможно, довольно высока. К огорчению, в протяжении всей тридцатилетней истории ОДИ эта эффективность не измерялась и не рефлексировалась[8].


г) ролевые игры

Увлекательный подход к соц «тепловым машинам» предложен движением ролевых игр (РИ). При всей наружной схожести с ОДИ тут употребляется несколько другой цикл.


В ролевых играх замкнутая социосистема погружается в обогащенную чувственную среду, создаваемую игромастерами и проектировщиками Миров, в качестве которых, обычно, выступают писатели.


РИ допускают внедрение фактически хоть какого «рабочего материала». У играющих разрушается только одна, но базовая Идентичность — убеждение, согласно которому существует принципная разница меж Реальностью и Воображаемыми мирами. Плавление этой идентичности, во-1-х, резко понижает инновационное сопротивление личности, и, во-2-х, ставит под колебание всю ее аксиологию. Время от времени это приводит к появлению «тензорных»[9] представлений о реальности (концепции «Текущей Реальности», «Тоннелей Реальности» и пр.). Во всех других случаях — позволяет сформировывать — и потом расплавлять в процессе той либо другой игры — временные ролевые Идентичности.


Термодинамическую схему РИ комфортно обрисовывать в определениях миров-Отражений. Тогда «нагревателем» является игровая Действительность, в какой вначале задана высочайшая соц температура (обычно, РИ проводятся по таким «неблагополучным» Реальностям, как Средиземье, Аквитания в период альбигойских войн, Палестина в эру Крестовых Походов, Европа во 2-ой Мировой войне), в качестве холодильника употребляется текущая Действительность[10]. Игромастера обеспечивают поочередный контакт рабочей среды с нагревателем — вход в игру — и с холодильником — выход из игры. Заметим, что если выхода не вышло, РИ не производит полезной работы. Заметим также, что в отличие от ОДИ, техника РИ не подразумевает властного модерирования.


Вероятны два метода утилизации социоглюонной энергии[11], высвобождающейся в ролевой игре. В простом случае работа делается на самой Игре — в ее когерентной фазе. Практически это значит, что схема РИ редуцируется до турбодетандера — с той значимой различием, что разрушению подвергаются не базисные личности, а временные игровые роли, вследствие чего термодинамический цикл замыкается, а рабочее тело применено неоднократно.


В другой модели вся Игра является «затратной стадией», нужная работа в форме креативной генерации либо действенного обучения делается после игры — в процессе неспешного восстановления игроками начальной Идентичности (сопричастности Текущей Действительности).


Российский архипелаг - социосистема как термическая машина


Цикл РИ может быть представлен последующим образом. (1) — начало игры. (1) — (2) стадия сотворения Игровой Действительности, (2) точка отождествления личности с ролью. (2) — (3) разогрев рабочего тела за счет контакта с перегретой игровой реальностью, (3) — отождествление своей личной действительности с игровой. (3) — (4) — «сборка игры», разрушение ее места. (4) — беспристрастное окончание игры. (4) — (5) — формальный выход из игры, (5) личное разотождествление с ролью. (5) — (1) реальный выход из игры. Нужная работа совершается на стадии (3) — (4) либо, что лучше, на стадии (5) — (1).


Главным недочетом соц термических машин, построенных на цикле РИ, является последняя непостоянность работы. В реальности, начиная игру, нельзя гарантировать заблаговременно, что получится сделать Игровую Действительность, и игроки начнут отождествлять себя с ролью. Другими словами, цикл может «зависнуть», не дойдя до точки (2): не прошло включение в Игру. Он может тормознуть также в точке (5): не прошел выход из Игры. В обоих случаях получить полезную работу не получится.


Не считая того, РИ, хотя они и дешевле ОДИ, довольно ресурсоемки. Велика опасность физических и психических рисков. Уже отмечалось, что в неких отношениях Игра идентична с турбодетандером, и различие заключается в том, что РИ приводит к разрушению не базисной личности, а роли (игроличности). Понятно, что в определенных критериях связь роли с базисной личностью довольно глубока, тогда игроку будет нанесена суровая психологическая травма.


РИ довольно обширно употребляется как обучающая система и как генератор креативной активности.


д) психологические тренинги «с погружением»

Психологические тренинги с глубочайшим погружением («Город Чудес», «Фиолетовый Тренинг», «Лайф Спринг» и т.п.) употребляют обращенный «цикл Щедровицкого», пореже обращенный «цикл РИ». В рамках нашей терминологии, такие тренинги являются не «тепловыми машинами», совершающими некоторую полезную работу за счет утилизации социальной термический энергии либо социоглюонной энергии, а «холодильными машинами», которые за счет произведенной работы «охлаждают» тренинговую группу, время от времени приводя ее в когерентное состояние.


«Рабочим телом» тренинга являются его инструкторы и лица, ранее прошедшие этот тренинг в качестве участников (мастера). Воздействие на тренинговую группу осуществляется за счет глубочайших преобразований Идентичности мастеров или за счет наличия у мастеров тензорной Идентичности.


Обычно, происходит индуктивное расплавление Идентичностей у тренинговой группы, потом формируется новенькая, «смещенная Идентичность», соответственная более когерентному поведению. Тем, тренинговая группа «охлаждается».


Для мастеров замыкание цикла происходит через принципную незамкнутость цикла на информационном уровне (сброс лишней теплоты вовне).


е) организационно-деятельностная «двойка»[12]

ОД(2) относятся к несколько иному виду соц «тепловых машин». В этих системах происходит конкретное преобразование социоглюонной энергии в полезную деятельность (без подготовительной стадии «разогрева»). Нагревателем ОД(2) служит общество, холодильником — наружняя Вселенная[13].


«Двойка» представляет собой организационную систему с нечеткой логикой: многофункциональные обязанности ее компонент формально не разграничены. Обычно, нужная работа, совершаемая «двойкой», носит информационный нрав: управленческий либо креативный. В отдельных случаях, но, «двойки» употребляются и в чисто деятельностной сфере.


В первый раз бинарные механизмы управления появились и были отрефлектированы в дореспубликанском Риме. Такие системы оказались очень актуальными и были институализированы в римском обществе, которое сумело, таким макаром, соединять контроль над принятием ответственных решений с принципом единоначалия. После крушения королевской власти принцип парности высших магистратов распространяется на все сферы управления. Более известны примеры консульской власти (два консула избирались сенатом на календарный год) и командование легионом.


В XIX столетии Г.Мольтке (старшим) и А.Шлиффеном была инсталлирована бинарная система управления войсками. Владея функцией информировать и подготавливать решения для командира, начальник штаба сформировывал понятийное понятие для выработки решений. Это событие, вместе с отсутствием соответствующим образом зафиксированного (другими словами, прописанного в соответственном Уставе) разделения возможностей, породило «структуру управления с нечеткой логикой»: начальник штаба получил формальное право отдавать приказы «от имени командира» в случае отсутствия либо занятости последнего.


Принципной особенностью «двоек» является возможность неизменной рефлексии: ОД(2) позволяет в хоть какой момент времени одному из членов пары занимать рефлексивную позицию по отношению к производимой деятельности. В этой связи правомочен подход к «двойке», как к «компактифицированной ОДИ», некоему «кванту мыследействия».


С формальной точки зрения «двойка» работает по «циклу Щедровицкого», при этом разрушению подвергаются не базисные и не ролевые, а виртуальные идентичности — методологические позиции. В неком смысле деятельность «двойки» есть непрерывная упорядоченная смена таких позиций.


Так как ОД(2) не предполагает небезопасного «перегрева» рабочего тела, этот малогабаритный и неопасный соц «тепловой двигатель» может работать не только лишь в импульсном, да и в непрерывном режиме, что обеспечивает высочайший КПД и дает возможность использовать «двойки» в критичных узлах контуров управления.


С другой стороны, само существование «двоек» связано с определенными трудностями.


Во-1-х, качество взаимодействия в «двойке» находится в зависимости от степени обоюдного доверия. Другими словами, уже на стадии проектирования ОД(2) следует учесть не только лишь личные деловые свойства партнеров и особенности их информационного взаимодействия, да и психологическое соответствие, и с этой точки зрения критичность «двойки» к поставляемому «человеческому материалу» много выше, ежели в РИ, ОДИ либо схемах турбодетандера.


Во-2-х, не следует третировать потерями на взаимодействие снутри пары (внутренний паразитный «нагрев», угрожающий разрушением «бинарного эффекта»).


В-3-х, как мы уже гласили, «двойка» обладает инертностью в поведении, притом — еще большей, ежели у отдельного человека. Данная особенность нередко приводит к потере гибкости либо к информационному замыканию «двоек» («цикл Щедровицкого» зависает в одной из рабочих точек).


В заключение, следует сказать об одном принципном свойстве «двойки», способным быть как ее достоинством, так и недочетом. Внедрение «двоек» заносит элемент случайности в организованную деятельность. Эффективность «двойки» почти во всем основывается на психических особенностях составляющих ее людей и не может быть предсказана: «двойка» представляет неаналитическую информационную систему. ОД(2) может удачно решать задачки, вообщем не имеющие решения, но может и показать нулевую эффективность, затратив все рабочее время на согласование внутреннего языка. Разные методики позволяют отсечь особо неблагоприятные случаи, но даже уже испытанная и показавшая красивые результаты «двойка», может дать системный «сбой в той либо другой определенной ситуации.


Другими словами, «двойки» представляют собой «тепловой двигатель» с неопределенной эффективностью.


ж) информационная фазированная решетка

Плюсы организационно-деятельностных «двоек» (компактность, безопасность в эксплуатации, сравнительная дешевизна в проектировании и изготовлении, формальное соответствие жестким этическим эталонам европейской цивилизации) привели к конструированию массивных соц «тепловых двигателей», использующих принцип мультипликации «бинарного эффекта».


Простым обобщением ОД(2) является рефлексивная «тройка» (АВС), которая может быть представлена как суперпозиция 3-х двоек (АВ, АС, ВС). Другими словами, каждый элемент «тройки» употребляется в два раза более активно, ежели в ОД(2): при увеличении системы в полтора раза, выходная мощность увеличивается в три раза.


В рефлексивной «тройке» — Р(3) — плюсы и недочеты ОД(2) усугубляются.


Создание Р(3) — очень непростой процесс, относящийся, быстрее, к искусству, ежели к науке: известен целый ряд трудновыполнимых нужных критерий, которым должны отвечать элементы «тройки», но эти условия не являются достаточными.


До сего времени не удалось сделать более сложные рефлексивные схемы, ежели «тройка». Утраты на компанию группового взаимодействия вырастают как факториал числа членов группы, в итоге уже в «четверке» все тепло, выделяющееся при преобразованиях виртуальных Идентичностей, расходуется на паразитный разогрев.


Может быть, неувязка «потери когерентности» может быть решена созданием высокоупорядоченной структуры взаимодействия в рефлективной группе — информационной фазированной решетки — ИФР(N).


Подобно ОДИ, информационные фазированные решетки эксплуатируют искусственные управляемые коммуникативные слои. В ОДИ модерирование коммуникации употребляется, приемущественно, для фиксирования позиций и установки рефлексивных устройств. В ИФР(N) рабочими подсистемами являются «двойки», другими словами рефлексия задана в этой схеме «аппаратно» и не просит удержания позиции. Соответственно, модерирование коммуникативных слоев употребляется для остывания «рабочего вещества» до «сверхпроводящего» состояния.


Конструктивно ИФР(N) может быть применена только для креативной деятельности и решения неких стратегических задач управления. В этом смысле молвят, что в ОДИ коммуникативный слой служит для управления мыследеятельностью, а в фазированных решетках — для «улавливания» и «распаковки» рассеянной инфы.


ИФР(N) употребляют геометрический нрав взаимодействия в «двойках», где места партнеров и их обоюдное размещение, обычно, строго фиксировано, при сдвиге (физическом) 1-го из партнеров «бинарный эффект» ослабляется.


Таким макаром, ИФР(N) — это еще одна, более непростая, ежели «двойка», компактификация идеи ОДИ: управляемый коммуникативный слой, в каком и происходят информационные эффекты, создается системой парных взаимодействий, при этом источники взаимодействия агрессивно закреплены в физическом пространстве. Наружные рамки «решетки» с одной стороны задаются неувязкой, а с другой — геометрией места коммуникации. В эталоне, структура «решетки» должна быть задана архитектурой строения, и вправду элементы ИФР(N) можно следить в храмах, мечетях, в неких эзотерических построениях (пентаграммы, «магические круги» и т.п.).


Антенную решетку можно выстроить экспериментальным методом: в ее узлах люди изменяются внутренне и снаружи (дыхание, пульс, размер зрачков и т.п.), что несложно зафиксировать обыденным наблюдением.


Термодинамическая схема ИФР(N) содержит в себе N(N-1)/2 «двоек», работающих по «циклу Щедровицкого» (без «Стэндфордского перегрева»), и дополнительный «контур охлаждения», «привязанный» к физическому месту.


«Тепловые двигатели» на базе фазированных решеток представляют собой очень сложные, капризные и уязвимые системы, работающие исключительно в импульсном режиме. Об уровне требовательности к «человеческому материалу» гласит хотя бы то, что все элементы, входящие в решетку, обязаны иметь опыт функционирования в «двойках».


Цена ИФР(N), очевидно, существенно превосходит стоимость «средней» ОДИ и составляет — с учетом строительства специального строительного комплекса, рассчитанного под данную определенную группу — от 100 до 300 тыщ баксов. По всей видимости, такие опыты сейчас не доступны. Можно, но, сделать дешевенький «массово-габаритный аналог» фазированной решетки, собрав несколько «двоек» (5 — 7 человек) в соответственном образом организованном помещении.


з) «двухконтурные» движки

Неувязка «потери когерентности» разрешается, если «зашить» тесновато связанную рефлективную группу в рабочее тело ОДИ либо РИ. При всем этом когерентность рефлексивной группы обеспечивается наружным давлением, процессы самоорганизации в рефлексивной группе содействуют дополнительному «разогреву» остальной рабочей среды.


Соответственный соц «тепловой двигатель» (ОДИ/РГ) состоит из 2-ух контуров.


Наружный контур представляет собой обыденную ОДИ, внутренний — тесновато связанную рефлексивную группу. Оба контура ведут взаимодействие: рабочее тело передает давление модеров рефлексивной группе, группа, осуществляя рефлексивное «охлаждение под давлением», передает лишнее тепло рабочему телу.


При правильном подборе характеристик циклы обоих контуров синхронизированы. Система способна к совершению большой полезной работы, при этом, как в импульсном режиме (в пространстве Игры), так и в непрерывном режиме (вне места Игры).


Следует, но, подразумевать, что движки, собранные по схеме ОДИ/РГ небезопасны в эксплуатации. Связано это с фактически неминуемой конфронтацией меж 2-мя рефлексивными структурами, находящимися на этом же уровне развития: модерами и «когерентной группой». Это взаимодействие с неизбежностью приведет к разрушению базовых Идентичностей хотя бы одной из конфликтующих структур и выделению множества энергии, утилизация которой не представляется вероятной[14].


Может быть, более многообещающей, ежели ОДИ/РГ, является иерархическая креативная группа (ИКГ). Такая группа состоит из рефлексивного «ядра» (Р(3) либо массово-габаритный аналог ИФР) и слабо структурированной «периферии». «Ядро» работает по обыкновенному термодинамическому циклу. «Периферия», находясь в информационном поле, сделанном ядром», утилизирует неиспользованные «ядром» смыслы, «обрывки» мыследеятельности, элементы рефлективных цепочек. Такое внедрение «отходов» креативного цикла не только лишь увеличивает КПД «двигателя»; да и приводит к плавлению Идентичностей частей «периферии».


В термодинамической схеме ИКГ верно выделяются два контура. Для когерентного «ядра» нагревателем является соц среда, в качестве холодильника употребляется «периферия». Для «периферии» ядро служит нагревателем, а роль холодильника играет объемлющая Вселенная.


Сначало практически вся работа ИКГ создается «ядром». С течением времени «периферия» врубается в процесс все более интенсивно, и на каком-то шаге термодинамические циклы «ядра» и «периферии» синхронизируются — ИКГ выходит на рабочий режим. С повышением отдаваемой мощности в системе нарастают центробежные процессы. В конце концов, наименьшая часть рабочего тела «периферии» падает на ядро, большая — рассеивается в пространстве[15].


 


Литература




  1. Геодалян В.А. «Организация систем — живых и неживых» в сборнике «Системные исследования», № 4, 1972.

  2. Зенькина О.С. «Системно-структурный анализ главных законов и категорий диалектики». Автореферат, Л.; 1972.

  3. «Исследования по общей теории систем». М., 1969.

  4. Лекторский В.А., Садовский В.Я. «О принципах исследования систем. (В связи с общей теорией систем Л. Берталанфи)». «Вопросы философии». 1960, № 8, с. 67-69

  5. Моисеев Н.Н. «Человек, среда, общество». М.; 1982.

  6. Переслегин С. «Взаимодействие систем: опыт высококачественного анализа».

  7. Переслегин С., Переслегина Е., Боровиков С. «Социальная термодинамика и неувязка идентичностей».

  8. Переслегин С., Столяров А., Ютанов Н. «О механике цивилизаций». НТР № 7 (51) 2001 — 1 (52) 2002.

  9. Пригожин И. «От имеющегося к возникающему». М.; 1971.

  10. Пригожин И. Стенгерс И. «Порядок из хаоса». М.; 1986.

  11. Свидерский В.И. «О диалектике частей и структуры в беспристрастном мире и в познании». М.; 1962.

  12. Уемов А.И. «Системный подход и общая теория систем». М.; 1978.

  13. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новенькая форма организации и способ развития коллективной мыследеятельности. Размещено: Системные исследования. Ежегодник. М.:1986.



[1] Подробнее смотри: С.Переслегин, Е.Переслегина, С.Боровиков. «Социальная термодинамика и неувязка идентичностей».


[2] Обобщенная сила есть мера взаимодействия снутри социосистемы либо меж социосистемой и окружающей средой. Определяется потенциалом соответственного противоречия. Данный подход всходит к В.Свидерскому [11] и О.Зенькиной [2] и развивается в структуродинамике [6] и социомеханике [8].


[3] Этот эффект наблюдается не только лишь в концентрационных лагерях и «шарашках», да и в структурах, где давление создается разными формами конкуренции. Вообщем говоря, социальные машины, эксплуатирующие негативные эмоции, не только лишь негуманны, но также ресурсоемки и неэффективны.


[4] В процессе этого опыта, осуществленного в 1971 г. над студентами-добровольцами Стэнфордского института,  в группе, случайным образом разбитой на «правых» и «виноватых» и помещенной в условия умеренного давления, произошел насыщенный саморазогрев.


[5] По материалам дискуссии с А.И.Неклессой (июнь 2002 г., Зеленогорск).


[6] В паровых машинах давление пара в цилиндре выше атмосферного, разность давлений, вынуждающая ход поршня, создается за счет перегрева пара, работу совершает пар под поршнем. В пароатмосферных машинах давление в цилиндре ниже атмосферного, что достигается остыванием пара и его конденсацией. При всем этом нужная работа совершается атмосферным давлением.


[7] На практике этот ресурс, позволяющий приметно повысить КПД Игры, не употребляется. В техническом плане, утилизация постигровых эффектов эквивалентна схеме, в какой пар, отработавший в  цилиндре высочайшего давления, направляется в цилиндр низкого давления и совершает там работу (машины «двойного» и «многократного» расширения).


[8] Любопытно, что в большинстве случаев ОДИ употребляются на практике для сотворения рабочих обществ. Но, схема ОДИ повторяющаяся, как следует, никаких необратимых конфигураций с рабочей средой за время игры не происходит. Разумеется, что, добавив к схеме ОДИ дополнительный контур, можно выделить из состава играющих «коллектив с заблаговременно данными характеристиками» и даже переохладить его (за счет нагрева остальной части рабочей среды), но в данном случае весь дорогостоящий механизм Игры употребляется в качестве «подогревателя» простого турбодетандера. Дешевле и эффективнее использовать «нагрев под давлением».


[9] Рядовая (либо скалярная) Идентичность опирается на первичную аксиологию и формируется в детстве. Время от времени по мере «личностного роста» зрелый индивид приходит к более сложным формам организации мышления. Векторная Идентичность на вопрос «кто ты?» отвечает «сегодня я тот-то». (К примеру, «сейчас я католик»). При наличии тензорной идентичности дать ответ в определениях поставленного вопроса не представляется вероятным: «В доступной Вам форме я и католик, и протестант, и буддист, и безбожник. По сути я ни тот, ни другой, ни 3-ий, ни четвертый».


[10] Очевидно, можно рассматривать РИ в рамках единой Абсолютной Действительности. Игра обеспечивает контакт «рабочего тела» с теми структурами коллективной психики, которые вытеснены в глубочайшее соц безотчетное и не участвуют в социоглюонных процессах.


[11] В концепции Миров-Отражений идет речь об энергии, отбираемой из перегретой другой действительности. В рамках догадки Абсолютной Действительности употребляется «скрытая теплота» коллективного безотчетного.


[12] При участии Ф.Дельгядо и Р.Исмаилова.


[13] Правильность внедрения статистического параметра — температуры – к таковой системе, как «двойка», вызывает сомнения. На практике, но, никаких существенных заморочек не появляется, и мы будем воспользоваться понятием температуры, понимая его метафорически.


[14] В единственном известном создателям статьи примере таковой «двухконтурной игры» была произведена значимая нужная работа, наблюдался и эффект постигровой креативности. Игра, но, сопровождалась чертовским «разогревом» и только по счастливой случайности не сопровождалась злосчастными вариантами.


[15] К ИКГ относятся научные школы, возникающие вокруг сильного креативного фаворита либо группы таких фаворитов, и внегосударственные образовательные системы (Столичный Методологический Кружок, Юношеская Астрономическая Школа, различные Клубы и т.п.).


Обсуждение на Facebook

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *